Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. К тому же активность является непременной предпосылкой формирования общей культуры личности дошкольника, её самостоятельности и инициативности.
Кроме того, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в качестве одной их составляющих содержания образовательной области «Познавательное развитие» называется развитие интересов у детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников,. Н. Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к испчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам деятельности.
Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, Д.Б. Эльконина. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой, С.П.Чумаковой.
Однако, наблюдающиеся снижение уровня познавательной активности у воспитанников ДОО (результат наблюдений за прошедшие годы)в большей степени объясняется применение традиционных форм образования: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Ввести нестандартные и оригинальные приёмы, повысить мотивацию к познанию – приоритетная задача в моей педагогической деятельности.
Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин:
Во – первых, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностных рост и самореализацию.
Во – вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
В – третьих, проектная деятельность способствует познавательной инициативе ребёнке оформить культурно-значимый продукт.
Таким образом познавательная активность при грамотной организации воспитательно-образовательного процесса должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и может оказывать сильное влияние на его развитие.
1.2. Ресурсное обеспечение профессиональной деятельности:
1.3. Участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса:
1.4.Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в соответствии с темой профессиональной деятельности:
1.5. Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности: