Тема профессиональной деятельности: Поддержка инициативы детей в разных видах деятельности.
Цель профессиональной деятельности: Развитие речевой активности детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
Задачи профессиональной деятельности, обеспечивающие достижение цели:
1. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2.Развивать речевую активность детей в процессе познавательной и изобразительной деятельности.
3. Формировать систему продуктивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
1.1.Обоснование актуальности темы профессиональной деятельности:
В ФГОС дошкольного образования "Речевое развитие" выделено как одна из образовательных областей. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно в усвоении речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей. В процессе речевого общения ребенок делится своими переживаниями, выражает чувства, взаимодействует с окружающими людьми, получает знания из словесных объяснений взрослого.
В дошкольном возрасте мотивом активного овладения речью выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Взаимодействие дошкольника посредством развития речи с окружающей средой осуществляется в процессе различных видов деятельности, а именно в игре, продуктивных видов деятельности (рисование, лепки, аппликации, конструирования), а также элементов трудовой и познавательной деятельности, которыми ребенок успешно овладевает при организации целенаправленной и последовательной педагогической работы, предполагающей использование арсенала специальных педагогических методов.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое, так как появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити - шоу. Замещение и подмена человеческого способа коммуникации в семье происходит через раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфоны, планшеты), продолжительное и неконтролируемое взаимодействие с ними. Родители считают их цивилизованными средствами для утешения, отвлечения и развития детей. Эта позиция отцов и матерей подкрепляется еще и тем, что электронные игрушки, занимая внимание детей, позволяют родителям освободить время и силы для работы и личной жизни.
Поэтому для меня стало главным направлением развитие речевой активности детей через разные виды деятельности с включением в процесс всех участников образовательных отношений. Ведь только во взаимодействии детского сада и семьи можно решить проблему развития речи детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
1.2. Ресурсное обеспечение профессиональной деятельности:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;
Кирьянова Р.А. «Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении»;
Нищева Н.В. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации»;
Петровская В.А. «Построение развивающей среды в ДОУ»;
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. «Организация развивающей предметно- пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольного и родителей детей дошкольного возраста»;
Ушакова О. С. «Программа развития речи дошкольников»;
Ельцова О. М. «Развитие речевой и коммуникативной деятельности у старших дошкольников»;
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Познавательное развитие в дошкольном детстве»;
Дыбина О.В. «Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации»;
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»;
Давыдова Г.Н. «Пластилинография»;
Зверева О.Л., Кротова Т.Н. «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект»;
Доронова Т.Н. «Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития».
1.3. Участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса:
1.4. Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в соответствии с темой профессиональной деятельности:
"Речевое развитие":
"Познавательное развитие":
Проекты: - "Культурные традиции в кухне сибиряков";
- "Удивительные продукты соль и сахар".
"Художественно-эстетическое развитие:
- лэпбук «Народное декоративно-прикладное искусство»;